Рынок детских игр и игрушек обелился на 70% после начала обязательной маркировки

Рынок детских игр и игрушек обелился на 70% после начала обязательной маркировки

В системе «Честный знак» с начала этапа обязательной маркировки детских игр и игрушек зарегистрировалось уже 20 тыс. компаний. Производители, импортеры, оптовые и розничные торговые компании обязаны с 1 сентября внести свои данные в систему маркировки и настроить процессы по нанесению кодов на свои товары. С 1 декабря они начнут передавать в систему данные о нанесении кода и вводе продукции в оборот.

По данным НИУ ВШЭ, на рынке детских товаров в сегменте игр и игрушек ранее присутствовал 861 производитель. На сегодняшний день в системе маркировки зарегистрировано уже 1460 производителей, что превышает статистику на 70%. В «Честный знак» также внесли свои данные более 1780 организаций-импортеров (на 21% больше, чем предполагаемый объем рынка) и 16750 организаций розничной торговли (в 3 раза больше, чем предполагаемое ранее количество). В системе маркировки участники рынка опубликовали почти 57 тыс. карточек товаров для детей. Это означает, что рынок стал прозрачнее и несколько тыс. участников оборота детских товаров вышли из тени.

«Отрасль показывает высокую степень готовности к этапу обязательной маркировки. Ему предшествовал добровольный бесплатный эксперимент в 2023 и 2024 гг. В нем приняли участие почти 17 тыс. компаний из большинства регионов России, а 4,9 млн маркированных игрушек уже поступили в продажу. Специально, чтобы поддержать производителей в сегменте малого и среднего бизнеса, «Честный знак» разработал программу компенсации 50% затрат на закупку оборудования для маркировки. Недавно эта программа была продлена до 1 декабря 2025 года», – рассказал заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.

Под обязательную маркировку попадают игры и игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет, — самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов), коляски для кукол, куклы и прочие игрушки, детские интеллектуальные игры и игральные карты, электрические гоночные автомобили и наборы, настольные и комнатные игры. Полный перечень продукции размещен на сайте системы «Честный знак».

«Внедрение маркировки игр и игрушек проходило в соответствии с отраслевым графиком, который был предложен бизнес-сообществом и поддержан регулятором, что позволило участникам АИДТ выстраивать процессы цифровизации длительное время, начиная с декабря 2023 года. Поддержку данным процессам обеспечивали образовательная программа оператора «Честного знака», специальные меры поддержки технологических партнеров, а теперь и государственные меры поддержки производителей игрушек по внедрению процессов маркировки», – отметила Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

Система «Честный знак» доказала свою эффективность в качестве инструмента обеления рынков: это подтверждает опыт маркировки в других товарных группах, где система уже внедрена. Так, из «тени» вышли 557 производителей воды, 479 производителей безалкогольных напитков, 173 производителя растительных масел, 116 производителей моторных масел и 93 производителя икры. Ранее эти компании не были видны государству, не платили налоги и находились в «серой» зоне. На рынке БАД число легальных импортеров выросло почти в 11 раз, а производителей – почти в 3 раза.