Михаил Дубин: «Мы готовы работать с любой технологией, которую сочтут правильными совместно государство и рынок»

Михаил Дубин: «Мы готовы работать с любой технологией, которую сочтут правильными совместно государство и рынок»

ЦРПТ ВСТУПАЕТ ЗА АКТИВНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБСУЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
В Союзе участников потребительского рынка (СУПР) состоялось заседание, посвященное системе маркировки и прослеживаемости товаров. В нем приняли участие представители Минпромторга России и оператора системы – Центра развития перспективных технологий. Председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин и руководитель отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Минпромторга Олег Тухватуллин ответили на вопросы представителей бизнеса о целях и принципах работы системы, формате цифрового кода, пилотных проектах и общественном контроле.

В заседании приняли участие представители Союза участников потребительского рынка, Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), Ассоциации Прямых Продаж (АПП), Российского союза производителей соков (РСПС), Российского сигарного союза, Российской Парфюмерно-Косметическая Ассоциация (РПКА), Национального Союз Мясопереработчиков, Союза Производителей Пищевых Ингредиентов (СППИ), Союза российских пивоваров. Бизнес был представлен компаниями Марс, Нестле Россия, Лореаль, Амвэй, Пивоваренная компания «Балтика, AB InBev Efes, Объединенные Пивоварни Хейнекен и др.

Как отмечалось в ходе обсуждения, система маркировки – это создание благоприятной ситуации как для игроков рынка, так и для органов исполнительной власти в осуществлении их функций, так как система будет в автоматическом режиме фиксировать и упреждать нелегальные действия. Единая национальная система маркировки и прослеживаемости Центра развития перспективных технологий построена таким образом, чтобы с одной стороны минимизировать попадание на рынок нелегального товара, а с другой в режиме онлайн уведомлять контролирующие органы о выявленном нарушении. Бенефициарами от введения маркировки станут бизнес, государство и население. «Система создается, чтобы все увидели улучшение ситуации в борьбе с контрафактной продукцией, а потребитель мог воспользоваться своим правом на контроль качества товаров, на информацию, подтверждающую его легальность», — подчеркнул один из участников дискуссии.

В ходе встречи представители бизнеса, продукция которых будет подлежать маркировке в соответствии с Распоряжением Правительства №792-р от 28 апреля 2018 года (духи, туалетная вода, постельное белье, фотокамеры, автомобильные шины, вещи из натуральной кожи, женские трикотажные блузки и рубашки, женские и мужские пальто, плащи, куртки, ветровки и обувь), интересовались планами по проведению пилотных проектов перед запуском обязательной маркировки. Участникам встречи пояснили, что на проведение добровольного эксперимента заложен лаг, который будет проводиться по каждому товару, будет определяться план-график добровольных экспериментов, сформированы методические рекомендации, составлена проектно-экспертная группа. В ходе эксперимента и ЦРПТ и представители министерства будут общаться с производителями, импортерами, розничными сетями.

Центр развития перспективных технологий выступает за проведение пилотных проектов в каждой из групп, поскольку только практическая отработка позволяет внедрить проект бесшовно для операционных бизнес0процессов, существенно сократить сроки и затраты на введение маркировки, адаптировать производственные процессы участников, сократить издержки. «Мы считаем, что пилотные проекты необходимы, но и до пилота мы готовы встретиться с любым участником рынка, с ассоциациями, и рассказать, как устроена единая система маркировки и прослеживаемости, ответить на вопросы и дать рекомендации. У нас разработаны специальные опросники для предприятий, которые помогают оценить готовность линий к началу маркировки и позволяют исключить возможные сложности уже на первом этапе работы», —прокомментировал председатель директоров ЦРПТ Михаил Дубин.

Илья Ломакин-Румянцев, экс-председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли на примере проекта по маркировке меховых изделий рассказал о том, с чем могут столкнуться участники рынка. Основные риски, по мнению спикера — отсутствие подкрепления организационных решений контрольно-надзорной деятельностью. «Одним из рисков для участников может являться отсутствие достаточного периода опытно-экспериментальной эксплуатации, предоставляющей возможность отработки всех технологических и организационных вопросов», — рассказал спикер. Он также отметил, что перед стартом маркировки шуб многие компании высказывали свои опасения, тем не менее, на сегодняшний день большинство из них признают проект успешным и отмечают, что с уходом с рынка «серых» предпринимателей, конкуренция для тех, кто ведет бизнес легально, постепенно выравнивается, что даёт импульс к развитию, повышению доли рынка и объема продаж.

Отвечая на вопросы о формате кода представитель ЦРПТ подчеркнул, что в компании готовы работать с любым кодом, который сочтут удобными и эффективными совместно государство и рынок. При этом ЦРПТ отдает предпочтение двухмерному коду Data Matrix, который позволяет разместить необходимую для прослеживаемости продукции информацию на небольшой площади упаковки, является недорогим и легким для нанесения. Важных плюсом этой технологии является возможность проверки кода на розничной кассе стандартным сканером даже в оффлайн-режиме, благодаря функционалу фискального накопителя. «Даже при отсутствии соединения с интернетом потребитель сразу на чеке увидит информацию о продукции и её легальности», — рассказал представитель ЦРПТ. Встроенный в систему единый каталог товаров позволит получить код номенклатуры и серийный номер одним сканированием двухмерного кода Data Matrix.

Отдельный блок вопросов касался стоимости прослеживаемости и нагрузке на бизнес при переходе к маркировке. «Стоимость прослеживаемости будет определяться Правительство РФ, по нашим расчетам она составит порядка 50 копеек. В эту сумму входит генерация защищенного криптографией цифрового кода, его хранение в системе минимально 5 лет, прослеживаемость от начала движения продукции и до выхода из оборота на кассе, поддержание работоспособности и катастрофоустойчивости системы, развитие важнейшего направления для полноценной работы системы — общественного контроля», — сказал Михаил Дубин.

Оценивая затраты на адаптацию бизнес-процессов к работе с маркированной продукцией, участники обсуждения обратили внимание на то, что, как показывает уже имеющийся у государства опыт внедрения систем маркировки, выгоды для легального бизнеса от перехода к маркировке заметно перевешивают затраты. Благодаря маркировке, бизнес увеличивает долю рынка, как произошло в меховой отрасли, получает доступ к информации о движении, остатке товаров, а в будущем сможет запускать различные маркетинговые инициативы, используя функционал системы маркировки.

«Объем информации о движении и остатках продукции, доступ к которой получит участник маркировки, еще требует проработки и законодательных решений. Мы считаем, что производитель долен видеть большую информацию о продукции, чем конечный потребитель через мобильное приложение. Это могут быть как данные об остатках товара на складах поставщиков, так и другая информация о продукции, помогающая оптимизировать поставки и контролировать ценообразование на всех этапах прослеживаемости. Этот проект переводит бизнес в Индустрию 4.0, — добавил Михаил Дубин. — Мы работаем с различными поставщиками программных продуктов, например с 1С и другими специализированными системами разного уровня, и готовим адаптированные решение для каждой группы товаров».

Андрей Бусыгин, руководитель направления по оптимизации бизнес-процессов и интеграции «Нестле Россия» сказал, что возможность прослеживать передвижения товара интересна и полезна для бизнеса. «Возможность увидеть информацию о перемещении товаров – это то, что хочет знать любой производитель и видеть, как по стране перемещается его товар, где он лежит и какие есть запасы», — уточнил он.

ЦРПТ, запустивший пилотный проект по маркировке и прослеживаемости табачной продукции в России и занимающийся созданием концепцией системы маркировки для стран ЕАЭС, настроен на конструктивный и открытый диалог с бизнесом и готов с каждой компанией прорабатывать технологию перехода на работу с маркированной продукцией индивидуально.