Государство утвердило модель цифровой маркировки и перечень первых товаров, подлежащих обязательной маркировке

Государство утвердило модель цифровой маркировки и перечень первых товаров, подлежащих обязательной маркировке

Правительство РФ утвердило базовые принципы модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Они предусматривают идентификацию каждой единицы товара путем присвоения уникального кода, создание единой информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая участниками системы маркировки. Создание, развитие и обеспечение бесперебойного функционирования единого каталога товаров и системы цифровой маркировки, а также организация механизмов общественного контроля, поручены единому оператору системы. Также определен перечень первых товаров, подлежащих обязательной маркировке: табачная продукция, обувь, духи, различные предметы одежды, фотокамеры и др.

Центр развития перспективных технологий, определенный оператором Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости, готов обеспечить все обозначенные в документе требования к системе и ее функционированию. ЦРПТ совместно с представителями бизнеса в каждой товарной категории проработает оптимальные механизмы маркировки для минимизации затрат участников оборота и комфортного перехода на обязательную цифровую маркировку. ЦРПТ считает важным исследование особенностей каждой группы для поиска наименее затратного и не нарушающего операционные процессы способа внедрения. Данный подход доказал свою эффективность в проекте по маркировке табачной продукции, где менее чем за три месяца – с января по апрель 2018 года – система цифровой маркировки заработала в полную силу: от нанесения на производстве до продажи промаркированной легальной продукции в магазинах.

Принятая Правительством РФ модель функционирования подразумевает идентификацию каждой единицы товара путем присвоения уникальных цифровых кодов, защищенных криптографией. Код товара состоит из 2 частей – код идентификации и код проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции в создаваемом едином каталоге товаров и уникальный код единицы товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий. ЦРПТ обеспечит необходимый уровень доступа к единой системе органам государственной власти и местного самоуправления, участникам оборота товаров и потребителям.

Национальная система маркировки – один из важнейших проектов на ближайшие годы, направленный на создание цифровой экосистемы, позволяющей государству, бизнесу и потребителю контролировать путь любого товара от конвейера до кассы в торговой точке. Это платформа для построения в стране экономики доверия. Цифровая маркировка и прослеживаемость – наиболее эффективный механизм противодействия незаконному обороту продукции.