От сладостей до цемента: «Честный знак» расширяет цифровой контроль за товарами с 1 сентября

От сладостей до цемента: «Честный знак» расширяет цифровой контроль за товарами с 1 сентября

С 1 сентября 2025 года государственная система маркировки «Честный знак» охватывает новые сегменты рынка. Для части компаний это означает обязательную регистрацию в системе, для других — старт нанесения кодов на продукцию и передачу данных о вводе в оборот.

Обязательная регистрация распространится на участников рынка детских игрушек, спортпита, растворимых завариваемых напитков (чай, кофе, какао), сладостей, стройматериалов, бритв и лезвий. Помимо этого, с 1 сентября также стартует обязательная маркировка моторных масел, смазочных материалов, тормозных жидкостей, антифризов и антиобледенителей и очередной этап маркировки безалкогольной продукции — теперь она распространяется и на молокосодержащие напитки во всех видах упаковки (например, баночный кофе, газированные напитки с молоком и т.д.). С этапами внедрения маркировки в отрасли можно ознакомиться на сайте «Честного знака».

«За семь лет работы маркировки из тени вышли сотни производителей, в разы снизилась доля нелегального оборота, миллионы товаров стали безопаснее. Эффекты видны как для государства, так и для бизнеса и самих потребителей: экономический эффект для бюджета страны уже составили 1,2 триллиона, а компании дополнительно заработали 687 миллиардов рублей. Постепенно на рынке будут появляться маркированные игрушки, сладости, моторные масла, стройматериалы и другая продукция — покупатель сможет проверить их легальность за секунды. Система формирует цифровой прозрачный рынок, где каждый товар можно отследить от производства до кассы», — отметил Реваз Юсупов, заместитель генерального директора ЦРПТ.

Как добавляют в ЦРПТ, сегодня в «Честном знаке» зарегистрировано более 930 тыс. компаний, и это число растет. При этом, внедрение системы на рынок всегда происходит поэтапно, с учетом особенностей каждой отрасли.

Детские игрушки под защитой маркировки

Под обязательную маркировку в этой сфере попадают игры и игрушки для детей в возрасте до 14 лет: самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов), куклы, интеллектуальные игры и игральные карты, электрические гоночные автомобили и наборы, настольные и комнатные игры. Аналитики Высшей школы экономики уточняют, что сегодня нелегальный оборот детской продукции достигает в России 10% от всего оборота в этой товарной категории.

На рынке уже введено в оборот 4,8 млн единиц маркированной продукции, а в «Честном знаке» зарегистрировались 17 тыс. компаний. По словам президента Ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, совместно с Минпромторгом России и ЦРПТ удалось подойти к внедрению системы прослеживаемости комплексно, учитывая особенности отрасли. Положительное влияние обязательной маркировки на рынок детских товаров отметили и в торговых сетях.

«Детский мир» как крупнейший ритейлер оценивает обязательную маркировку игр и игрушек как важный шаг, который поможет добросовестным производителям и импортерам. Категория игр и игрушек очень объемная и мы рассчитываем, что внедрение маркировки положительно повлияет на защиту потребителей, брендов и борьбу с контрафактом. Как показали эксперименты по маркировке, компании успешно тестируют нанесение кодов на самые разные виды упаковки, все возникающие технические вопросы решаются совместно с оператором системы маркировки», — прокомментировала генеральный директор группы компаний «Детский мир» Мария Давыдова.

Строительные материалы в потребительской упаковке

Маркировка распространяется на стройматериалы в потребительской упаковке до 300 кг — участники рынка должны первым делом зарегистрироваться в системе «Честный знак». С 1 октября они начнут наносить коды на цемент, сухие строительные смеси и гипс, а с 1 декабря — на монтажные пены, герметики, замазки и мастики. По оценке НИУ ВШЭ, потенциальный экономический эффект для государства от обеления рынка может составить 77,3 млрд рублей за год за счет дополнительных сборов НДС и налогу на прибыль, а нелегальный оборот цемента и сухих строительных смесей в потребительской упаковке достигает в России 12,3% от всего оборота этой товарной категории. В «Союзцементе» говорят, что в сегменте цемента в 2024 году доля незаконного оборота составляет 19,1%.

В оборот уже введено 215 тыс. упаковок строительных материалов, а одними из первых работу с системой «Честный знак» протестировали крупные игроки рынка — «Лаб Индастриз», «Седрус», Vetonit, «Качественные смеси» и др.

Евгения Потылицына, директор по маркетингу компании «Седрус»: «Мы сразу подключились к эксперименту и подготовились не только с технической точки зрения, но и оценили преимущества прослеживаемости нашей продукции в товаропроводящей сети. Для „Седрус“ это возможность расширить географию распространения и реализации продуктов под маркой „Основит“, более качественно и точно оценить дистрибуцию, усилить контроль за логистикой и остатками на складах дистрибуторов».

Моторные масла: рынок уже обелился на 20%

По данным НИУ ВШЭ, на рынке моторных масел ранее присутствовали 746 производителей. При этом, в системе маркировки на 29 августа зарегистрировано 897 компаний, что уже превысило статистику на 20%. Это означает, что рынок стал прозрачнее и добросовестные производители вышли из тени. К новому этапу активно готовились и импортеры. Например, компания «СК Энмув Рус», официальный поставщик моторных масел бренда ZIC на российский рынок, подключился к процессу заблаговременно.

«Уже пройдена регистрация в системе, организовано нанесение кодов на производстве в Южной Корее, автоматизирован учет и подача отчетности. На складах завершается маркировка остатков, следующим этапом станет передача кодов в рамках операций реализации. Внедрение „Честного знака“ делает рынок моторных масел прозрачнее и честнее: фиксируется каждый этап движения товара, что защищает бренды от подделок и создает равные условия для добросовестных участников», — прокомментировал Им Тэхон, гендиректор «СК Энмув Рус».

Чай, кофе, какао: любимые напитки — под контролем

За время эксперимента в товарной группе растворимых завариваемых напитков компании протестировали нанесение кодов на разные виды упаковки (картонные коробки, банки — стеклянные и пластиковые, пакеты с зип-локом, мягкие пакеты, дип-поты и пр.). Отрасль отмечает успешное окончание пилотных проектов.

Влада Осипова, директор по маркетингу «Объединенной чайной компании»: «Мы считаем результат эксперимента по маркировке успешным. Было протестировано оборудование и технические решения по нанесению кодов „Честный знак“, маркировка не повлияла на линию фасовки, производственные мощности сохранены».

За семь лет работы системы маркировки интеграторы апробировали все ключевые механизмы работы с кодами, учетом и передачей данных, и теперь без проблем сопровождают подключение новых отраслей.

«Эксперименты по маркировке чая, кофе и других форматов показали высокую эффективность: коды успешно наносились на различные виды упаковки, стабильно считывались и корректно интегрировались с системами учета. Такой опыт подтверждает, что мы можем помогать новым участникам рынка быстро и без сбоев подключаться к „Честному знаку“, внедрять маркировку в новые товарные группы и при этом сохранять бесперебойную работу производства и логистики», — поделился исполнительный директор компании «МАСТ» Алексей Журавский.

Прозрачность сладкого рынка и спортпита

«Сладости» — товарная группа с самым большим числом экспериментов в истории «Честного знака». В 55 регионах страны прошло 175 экспериментов — участники рынка досрочно промаркировали 80 тонн продукции. Маркировка последовательно распространится на печенье, мармелад, зефир, пастилу, восточные сладости, вафли и пасты; затем на хлебобулочные и мучные изделия, а позже — на шоколадные изделия, драже, карамель и жевательную резинку. По подсчетам Высшей школы экономики маркировка сладостей в год может принести государству 52,4 млрд рублей, а нелегальный оборот на рынке достигает отметки в 12%.

В ходе эксперимента компания «Мон’дэлис Русь» вместе с ЦРПТ и интегратором протестировали нанесение кодов на разные виды упаковки и для каждого продукта подобрали оптимальный способ. Как добавляет производитель, такой подход гарантирует высокое качество кода и скорость нанесения до 25, 2 тыс. упаковок в час.

Виктория Долгих, председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков функциональных продуктов питания и ингредиентов: «Мы видим в маркировке ключевой элемент не только в борьбе с нелегальными поставками и подделками, но и целую систему, которая в конечном итоге приведет к полному пониманию пищевой ценности продуктов. За время эксперимента мы убедились в важности маркировки для повышения качества продукции и защиты интересов потребителей».

В спортивном питании, по оценкам отраслевых экспертов, доля контрафакта может достигать 50%. Исполнительный директор «Союза производителей БАД к пище» Александр Жестков акцентирует, что сегодня недобросовестные компании начали искусственно переводить свою продукцию из категории БАД в спорпит, чтобы избежать контроля. Это создает риски как для обычных покупателей, так и для профессиональных спортсменов. Маркировка поможет решить этот вопрос.

Участники пилотного проекта, отметили, что тестирование системы прошло без необходимости дополнительных вложений: процесс внедрения комфортен для бизнеса: «Эксперимент по маркировке спортивного питания считаем успешным. Процесс был максимально приближен к реальным условиям, что позволило провести полноценную апробацию технологических решений, — добавили в компании „Глобал Хэлфкеар“. — Важно отметить, что участие в пилоте не потребовало от нас дополнительных инвестиций. Мы рассматриваем обязательную маркировку как важный шаг к формированию цивилизованного рынка, где приоритет отдается качеству продукции и защите прав потребителей. Рекомендуем профессиональному сообществу активно использовать данную возможность».

Острые предметы: маркировка бритв и лезвий

В маркировке косметики и бытовой химии с 1 сентября произошло расширение. К системе «Честный знак» подключаются участники рынка бритв и сменных лезвий — на продукцию уже нанесено 30 тыс. кодов. По данным НИУ ВШЭ, 24% продукции на рынке находится в нелегальном обороте. Несмотря на то, что в России рынок представлен всего несколькими производителями, экспериментом удалось охватить все популярные форм-факторы товаров — флоупаки, упаковки двухсторонних лезвий, кассет, станков и апробировать разные методы нанесения — от простой и понятной этикетки до лазерной печати на пролистывателе.

«Мы выпускаем продукт, который ежедневно контактирует с кожей, поэтому для нас критична не только безопасность, но и прозрачность цепочки поставок. Тестирование помогло понять, как адаптировать процессы под будущую обязательную маркировку: где нужны автоматизированные решения, а где достаточно простых ручных операций» — прокомментировали в компании «Остро».

Расширение разрешительного режима

Кроме того, с 1 сентября расширяется работа разрешительного режима на велосипеды и ветпрепараты. Таким образом, инструмент блокировки небезопасной продукции на кассах охватит уже 18 категорий. С 2024 года свыше 2,3 млрд различных товаров с нарушениями уже не попали в руки к покупателю.

С 1 сентября в аптеках по всей стране вводится офлайн-модуль системы «Честный знак», который позволяет проверять легальность и статус лекарств даже при отсутствии интернета или связи. Касса автоматически переключается на офлайн-режим и фармацевт, как и покупатель, может убедиться в подлинности товара. Данные о проверках сохраняются и передаются в систему «Честный знак» сразу после восстановления соединения.