Пресс-релизы
В России запущен «пилот» по маркировке молочной продукции

Сегодня стартовал эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня он продлится до 29 февраля 2020-го, оператор — Центр развития перспективных технологий. Пилотный проект — оптимальная возможность для участников рынка обкатать технологию и в комфортном режиме подготовиться к обязательной маркировке.

Цифровой двухмерный код Data Matrix будет наноситься на отдельные категории продуктов. Среди них: молоко, сливки, сгущёнка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог. Работа внутри «пилота» будет построена таким образом, чтобы исключить дублирование функций систем ветсертификации «Меркурий», оператором которой является Россельхознадзор, и Честного ЗНАКа ЦРПТ. Для этого будет осуществлена интеграция двух систем. «Меркурий» будет контролировать сырье до завода, а Честный ЗНАК прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе. Обмен данными позволит осуществить полное прослеживание продукции и гарантировать ее безопасность для населения.

Реваз Юсупов, замгендиректора ЦРПТ: «ЦРПТ готов к официальному запуску «пилота» и к работе с готовой молочной продукцией. Опираясь на опыт успешно запущенных проектов в табачной и обувной отраслях, умение работать с различными форм-факторами упаковок на скоростях до 1200 нанесений кодов в минуту и результаты обследований производств ключевых участников рынка, мы уверены в позитивном прохождении эксперимента и стабильности нашей системы. ЦРПТ, также, как и представители бизнес-сообщества против дублирования функций двух систем. Мы выступаем за интеграцию с Меркурием, которая позволит системам обогащать друг друга».

С 2018 года ЦРПТ работает с отраслью, в рабочую группу входит более 30 компаний. Это такие производители как Unilever, «Вакинское Агро», «Галактика», «Шахунское молоко», экологическое хозяйство «Спартак»; розничные сети — «Лента», «Магнит», X5 Retail Group и интернет-магазин Озон.

«В июне 2019 года на полях ПМЭФ мы подписали соглашение о сотрудничестве c ЦРПТ. У нас общая цель — забота о потребителе и обеспечение пищевой безопасности на российском рынке через полное прослеживание товаров. В код маркировки включена важная информация о продукте, благодаря чему торговая сеть может автоматически контролировать не только подлинность товара, но и исключить возможность реализации просроченного товара, что тоже важно покупателю», — прокомментировал учредитель компании «Галактика» Игорь Дю.

«Вакинское Агро — современный агрокомплекс, организованный в 2012 году в экологически чистом районе Рязанской области. Замкнутый цикл производства с контролем качества на каждом этапе обеспечивает высокий стандарт продукции и репутации компании. Качество продукции — это приоритет для нас. Мы гарантируем, что в наших продуктах используется только натуральное молоко, и поддерживаем инициативу по введению обязательной маркировки, которая позволит покупателю отличить такую продукцию на полке магазина. На производстве используется самая современная техника. Безусловно, необходимо будет дооборудовать линии для работы с маркировкой, но мы видим в этом преимущество для бренда экологичных молочных продуктов», — заявил директор молочного завода «Вакинское Агро» Алик Мухамадеев.

В ближайшее время совместно с бизнес-сообществом будут разработаны методические рекомендации, которые позволят протестировать полную цепочку прослеживания молочной продукции во время эксперимента и подготовиться к обязательной маркировке. В рамках «пилота» производитель или импортёр наносит на продукт защищённый криптографией цифровой код. Его могут просканировать при проверке товара, а также при его приёме на склад и продаже в магазине. Помимо этого, система Честный ЗНАК интегрирована с кассами в рознице и создаёт систему общественного контроля. Это позволяет обезопасить потребителей от покупки просроченной продукции и даёт возможность проверять легальность товара с помощью мобильного телефона.

Справочно:
С 1 июля в России прекратился выпуск немаркированных сигарет. На данный момент все компании-производители, демонстрирующие деятельность на рынке табака, зарегистрированы и работают в системе: в сутки обрабатывается информация о 32 миллионах пачек, из розницы поступает 120 тысяч чеков. В промышленную стадию вступила маркировка лекарств для госпрограммы высокозатратных нозологий (ВЗН). Не дожидаясь старта обязательной регистрации с 1 июля, в систему внесли свои данные все российские и иностранные производители и дистрибьюторы, выполняющие поставки по программе высокозатратных нозологий в последние три года (2017-2019 гг.), а также 99% мест выдачи ВЗН. В июле также началась обязательная маркировка обуви. На этапе эксперимента его участниками стали более 23 тыс. компаний, выпущено более 75 млн цифровых кодов для маркировки и прослеживания обуви.