СМИ о нас
В ожидании тотальной маркировки: очевидное и вероятное

Невидимая рука рынка направляется его величеством выгодой — такова аксиома рыночных отношений, как мне представляется. Информационная война с этой самой «невидимой рукой рынка» в его искажённом понимании воспринимаемую нами через призму «громокипящих» 90-х годов была основным содержанием идейного противостояния между основными социально-политическими группами в стране.

С тех пор это противостояние и мешает нам, на мой взгляд, разглядеть лес за деревьями.

Внедрение цифровой маркировки и системы прослеживания товаров от производителя до покупателя даёт несомненные выгоды, как представляется теперь уже многим в экспертном сообществе.

Президент обратил внимание на этот процесс и, ознакомившись с его содержанием, как говорится, благословил – помнится в конце прошлого года. И это совсем не удивительно, так как здесь есть конкретные причины для сотрудничества между бизнес-сообществом и государством, которое априори должно быть заинтересовано в повышении прозрачности своих рынков, как реального инструмента, повышения собираемости налогов и борьбы с пресловутой коррупционной дельтой на всех уровнях.

Интеграция единого кассового чека с автоматизированными системами контроля ФНС и ФТС, так сказать, позволит профильным структурам правительства более эффективно анализировать большинство товарных сделок «в режиме реального времени» и, соответственно, обращать внимание на недостатки развития отдельных отраслей, выправляя ситуацию в русле реализации нацпроектов.

Эксперты считают, что, в том числе, гибкость налоговой системы страны, в этой связи, поможет стимулировать инфраструктурное развитие и потенциал «электронных систем», которые смогут конкурировать с наиболее развитыми системами в других странах. Понятно, что внедрение таких систем позволит достигать разных эффектов, в частности, повышения производительности труда, благодаря пресловутой автоматизации операционных процессов.

Немаловажным фактором развития гражданского общества будет и сопутствующая составляющая – общественный контроль, который даст возможность (через специальные приложения) каждому покупателю проверять подлинность и аутентичность товара по всей цепочке оцифрованного передвижения товаров от производства и логистики до ритейла.

«Интернет вещей» это относительно новая вводная на рынке, которая сопряжена с развитием культуры потребления. Дело в том, что система решает практически все прикладные задачи по контролю и регулированию всей цепочки товаропроизводства.

В результате реализации проекта маркировки товаров можно будет перейти на т.н. Индустрию 4.0 по принципам Just in Time – под запрос. Речь идёт об элементах глобального планирования в его не советско-«госплановском», а новом, инновационном воплощении.

Неизбежный переход на электронный документооборот, в результате сокращения объёма бумажных документов, в результате введения той же маркировки, даст существенную экономию на обеспечении процессов, а в целом, даст сильную экономию на операционных затратах вообще. Эксперты считают, что эта экономия на оптимизации логистики составит порядка 20% затрат, в том числе, а затраты, связанные с ошибками персонала при сборке заказов клиентов или подготовке сопроводительной документации, составят аж 90-95%.

Отметим, что национальный каталог должен быть доступен для всех участников товарооборота, сокращая бизнесу издержки на ведение мастер-данных о товаропотоке. То есть бизнесмены смогут самостоятельно анализировать глобальные данные на рынке и принимать самостоятельные решения по развитию своего бизнеса.

Кстати, тут и контроль со стороны ФАС даёт определённые гарантии от потенциальной монополизации отраслей и манипулирования ценами не только в отрасли, но и в конкретных регионах, что будет способствовать развитию конкуренции, и, как следствие, снижению розничных цен на товары.

Предупреждение от завышения наценок — ещё один ощутимый эффект от внедрения единой системы маркировки товаров, наряду со снятием излишне регуляторных и административных барьеров, а также риска хищений и повышения корректности логистических процедур.

Есть и ещё «плюсы» — например, единые правила работы для всей розницы, большой и малой. Так что проект маркирования «заточен» ещё и под защиты малых от больших. Большие решают свои проблемы на уровне лобби-групп, а эта роскошь, кстати, пока совершенно недоступна для малого и среднего бизнеса.

Продажа легального и аутентичного товара будет иметь одним из последствий рост доверия к бизнесу вообще, что оздоровит отношения в обществе, а отсутствие репутационных издержек и снижение количества жалоб в надзорные органы даст снижение проверок, как «побочный» и, согласитесь – приятный эффект для предпринимательского сообщества.

Ну и самое главное: получая информацию о товаре ещё до совершения покупки потребитель сможет максимально эффективно оценивать размеры и разумность своих трат, то есть принимать адекватные решения при покупке, что качественно изменит маркетинговые методики, существующие ныне и основанные, прежде всего, на иррациональном поведении покупателей. Так, код маркировки, по замыслу инициаторов проекта, даёт покупателю правдивую информацию о товаре. К примеру, made in China не удастся поменять на made in Italy и «задрать» цену.

Отметим, что инициаторы проекта анонсировали бонусы в приложении и разные акции. В том числе, проверка качества будет «подвязана» под общественный контроль: если покупатель обнаружит попытку махинаций, то выявление этого факта даст ему возможность получить определённые преференции, то есть система «самонастраивается», а дальше надзорные органы решают, что делать с магазином-нарушителем.

Таким образом, покупатель фактически получает защиту от подделки не только на уровне приложения, но – глобально, на уровне кассы: попытка «пробить» товара с поддельным кодом через онлайн-кассу оповещает систему «Честный знак» о нарушении и позволяет в оперативном порядке решить проблему.

Реализация проекта тотальной маркировки, таким образом, должна развернуть рынок лицом к потребителю, сделать его более защищённым и гарантировать его права, пожалуй, впервые за долгое время настолько надёжно, так как впервые включит покупателя в процесс движения товара.

Может, цивилизованный рынок следующего поколения как раз и выглядит так, каким его представляют инициаторы проекта «Честный знак»?

Источник: «Эхо Москвы»