Пресс-релизы
Виктор Евтухов: Мы будем добавлять товарные группы для обязательной маркировки, потому что она показала свою эффективность

Новые товарные группы могут быть добавлены к перечню продукции, подлежащей обязательной маркировке до 2024 года. Об этом сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов на ПМЭФ-2018, отметив, что внедряемая в России маркировка доказала свою эффективность.

В апреле правительство утвердило перечень из 10 товаров, подлежащих обязательной маркировке с декабря 2019 года. В него вошли духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто и т.д.

«Я думаю, если у нас пойдет хороший темп, их (групп товаров) будет намного больше. Мы просто будем добавлять (новые товары), их будет намного больше к 2024 году, потому что маркировка показала свою эффективность», — отметил замминистра.

Евтухов добавил, что многие российские производители жалуются на большой процент подделок. «Мы не сами придумали маркировку, это была инициатива бизнеса. Бизнес ставит проблему нелегального оборота, особенно в потребительском секторе, на один уровень с доступностью длинных заемных средств и процентной ставкой, а также с необходимостью модернизировать свои основные фонды. То есть недобросовестная конкуренция не дает возможность развивать предприятия, создавать рабочие места, платить заработную плату и, соответственно, поддерживать экономику регионов и государства», — подчеркнул Евтухов.

В ходе сессии, посвященной международной координации в борьбе с контрафактом, председатель совета директоров Центр развития перспективных технологий Михаил Дубин отметил, что для сокращения доли нелегального оборота нужна не маркировка сама по себе, а прослеживаемость товаров. «Маркировка — это всего лишь способ. ЦРПТ в этом плане абсолютно гибок и может нанести средство идентификации на любой товар. Важно добиться прослеживаемости», — сказал Дубин.

Эксперимент, в основе которого лежит принцип прослеживаемости товаров, реализуется сейчас на территории Евразийского экономического союза. На старте у бизнеса были сомнения по поводу эффективности проекта, отметила министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, однако они не подтвердились. «На примере эксперимента по шубам мы можем сказать, что маркировка, как перспективный инструмент борьбы с контрафактом, себя оправдала. Когда мы внедряли пилот по шубам, оценки рынка о доли контрафакта были 60-70%. После первого года реализации эксперимента по шубам официальные цифры легального оборота товаров увеличились семикратно», — сказала Никишина.

Представитель российского бизнеса и владелец розничной сети «Снежная королева» Вугар Исаев также отметил выгоду от внедрения эксперимента по маркировке меховых изделий. «Когда мы начинали внедрение маркировки, у нас легально работала 1-2 компании, сегодня можно констатировать, что примерно 60-65% рынка видим в системе прослеживаемости. Маркировка дает фундаментальные плюсы, минусы здесь могут быть только для тех компаний, который не хотят работать в легальном поле», — сказал Исаев.

Председатель совета директоров ЦРПТ, определенного Единым оператором национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, в своем выступлении подчеркнул, что система маркировки должна иметь высокую скорость внедрения и оказывать минимальную нагрузку на участников рынка и бюджет.

Система позволит повысить конкурентоспособность бизнеса и предоставит ему ряд новых инструментов. Благодаря ним, например, производители смогут видеть остатки своей продукции во время движения по логистической цепи. Сервисы на основе данных Единой национальной системы маркировки Честный ЗНАК позволят перейти бизнесу на «индустрию 4.0» и производство just in time, то есть «под потребности».

Система открывает большие возможности: «В маркировке мы видим большую цифровую платформу не только для России, но и на уровне ЕАЭС, где, есть надежда, уже летом будут запущены один или два пилота, чтобы конкретно переходить от разговоров к делу».

Эффективность от маркировки возрастет, если будет внедрен инструмент общественного контроля, добавил председатель совета директоров ЦРПТ. «Сколько бы у нас не было контролеров, какие бы у нас не были системы, вовлечение граждан дает огромную ценность. С помощью системы маркировки Честный ЗНАК любой потребитель может проверить легальность купленного товара. Для этих целей разрабатывается приложение, где можно будет узнать всю необходимую информацию о товаре, оставить жалобу и получить бонусы», — рассказал Дубин.

По оценкам Всемирной торговой организации, мировой оборот фальсифицированных товаров составляет около 500 млрд долларов в год. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, эта цифра выше на 150 млрд долларов и равна ВВП Саудовской Аравии — 650 млрд долларов в год. При этом наблюдается тенденция устойчивого стабильного роста оборота поддельной продукции.

В России доля контрафакта в разных секторах экономики составляет от 5 до 30%. Из-за нелегальной продукции государство недополучает в бюджет существенные средства от налогов, акцизов и таможенных платежей. Так, по данным Минфина, российский бюджет потерял до 100 млрд рублей только от неуплаты акцизов от продажи контрафактного топлива за три года в 2014-2016 годах.