Пресс-релизы
ЦРПТ осуществил полную прослеживаемость: маркированные сигареты дошли от производителя до потребителя

Магазин компании X5 Retail Group «Перекресток» 2 апреля провел через онлайн-кассы, то есть вывел из оборота, первые промаркированные пачки сигарет. Таким образом табачная продукция с цифровой маркировкой всего за два месяца пилотного проекта успешно прошла полный цикл прослеживания: от генерации кода оператором проекта – Центром развития перспективных технологий – и нанесения цифровой маркировки с кодом Data Matrix производителями Japan Tobacco International и «Филип Моррис Интернэшнл» в России, через отслеживание этой продукции крупнейшим табачным дистрибутором России, ТК «МЕГАПОЛИС», и до конечной реализации продукции в розницу.

В ближайшее время к работе с маркированными пачками присоединятся магазины розничной сети METRO. В торговых точках фиксация выбытия осуществляется на онлайн-кассах стандартными сканерами, адаптированными к работе с двухмерными кодами. Вся функциональность выбытия товара реализована в фискальном накопителе, который по закону подлежит плановой замене после истечения его срока действия.

«За короткое время на небольших, но репрезентативных объемах была осуществлена полная прослеживаемость цепочки, – прокомментировал Михаил Дубин, председатель совета директоров ЦРПТ. – Для нас, как для оператора проекта, крайне важно подготовить нашу систему к бесшовной интеграции с бизнес-процессами всех участников. Благодаря пилотному проекту, у нас есть возможность совместно с ритейлом, оптом и производством отработать на практике все алгоритмы и, если будет необходимо, внести изменения, чтобы переход на маркировку стал для бизнеса максимально удобным и требующим минимальных затрат. Отработка технологии позволит выйти на оптимальную схему, применимую к широкому кругу товаров в создаваемой единой национальной системе маркировки и прослеживаемости».

«Схема прослеживания табачной продукции основана на концепции электронного документооборота, который ТК МЕГАПОЛИС использует в своей работе. Гораздо большим вызовом для нас стала инициатива вносить коды маркировки в электронные документы. Мы пересматриваем систему управления складами, используя новые технологии, автоматизируя процессы и адаптируя их к новым условиям. Это очень важный первый шаг. В ходе эксперимента мы надеемся отработать схему взаимодействия в рамках электронного документооборота не только с сетевой розницей, но и с другими участниками табачного рынка», – отметил руководитель управления логистики и планирования ТК МЕГАПОЛИС Тимофей Мошков.

«Оператор фискальных данных «Такском» с самого начала пилота разработал специальную технологию передачи данных через универсальные первичные документы для всех участников проекта, что позволило в регламентированные сроки передать данные об уникальных кодах пачек, блоков и коробах в систему ЦРПТ. Мы поддерживаем пилотный проект по маркировке табака и считаем, что построение система полной прослеживаемости – действительно важная и нужная инициатива, как для производителей, так и для потребителей», — сообщила Елена Апарина, советник Председателя совета директоров «Такском»

Х5 Retail Group считает, что пилотный проектный режим – хорошая возможность для государства и бизнеса оценить проблематику создания, внедрения и реализации таких масштабных проектов. «Мы видим в тестируемой системе маркировки высокий потенциал для борьбы добросовестных участников потребительского рынка с оборотом нелегальной табачной продукции по всей стране, поэтому принимаем в эксперименте самое активное участие. Для проведения максимально детального анализа бета-версии системы, прогнозирования рисков сбоев и повышения отказоустойчивости, пилотирование проекта должно быть достаточно длительным. Это позволит избежать непредвиденных ситуаций во время полноценной эксплуатации и, соответственно, снизить риски для бизнеса, потребителей и государства», – сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумов.

«METRO приветствует готовность государства четко отработать в рамках пилотного проекта все элементы функционирования создаваемой системы прослеживаемости табачной продукции. Для нашей компании важно не только адаптировать собственные процессы, но и добиться максимально полного учета специфических потребностей ключевых клиентов METRO — представителей малого и среднего бизнеса в розничной торговле и гостинично-ресторанном сегменте», — комментирует проект Алексей Григорьев, глава московского представительства METRO AG.

В ближайшее время в эксперимент будут вовлечены и покупатели –– мобильное приложение «Маркировка» станет доступным для скачивания через Appstore или Google Play и позволит им проверять легальность сигарет с цифровой маркировкой, увидеть весь пусть товара, информацию о составе, дате и месте производства, отсканировав код камерой смартфона. Гражданский контроль создаст необходимую надстройку к цифровой маркировке и сделает систему логически завершенной.

Пилотный проект по маркировке табачной продукции проводится для разработки и апробации инновационных механизмов цифровой маркировки табачной продукции, а также мониторинга её оборота. Переход к обязательной маркировке позволит вытеснить с товарного рынка страны контрафактный и контрабандный товар, создать комфортные условия добросовестным производителям, дистрибьюторам, импортерам и розничным сетям для ведения бизнеса. Помимо этого, граждане страны будут ограждены от покупки некачественной или поддельной продукции и смогут самостоятельно проверить происхождение каждой единицы товара.