Пресс-релизы
Маркировка товаров даст возможность сократить потери продукции на всей цепочке поставок

26 ноября  в Московской торгово-промышленной палате прошла конференция «Маркировка товаров. Что даст? Чего ждать?». В рамках панельных сессий представители госведомств, компаний и бизнес-ассоциаций обсудили практические аспекты внедрения системы цифровой маркировки в России и ЕАЭС, выгоды от внедрения прослеживаемости товаров для государства и бизнеса, вопросы контроля качества продукции.

Представитель Минпромторга заявил, что министерство как куратор проекта стремится сделать условия вводимой маркировки максимально комфортными для бизнеса.

“Для создания системы маркировки сейчас формируется нормативно-правовая база, выходят соответствующие законопроекты, которые формируют ее единый контур. Участие бизнеса в проектах внедрения системы маркировки мы оцениваем как очень активное. Я имею в виду не только сам факт внедрения или переналадку бизнес-процессов, но и активную роль во взаимодействии с органами государственной власти”, — отметил представитель Минпромторга.

“Система маркировки это не только метод противодействия обороту незаконной продукции, инструмент борьбы с контрафактом, фальсификатом, неуплатой таможенных и налоговых платежей. Это еще и серьезный шаг на пути к цифровизации экономики и бизнеса. Это новые возможности для снятия избыточных административных барьеров, оптимизации внутренних бизнес-процессов компании и отказа от бумажного документооборота”, — заключил он.

Оператор Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) продолжает активную работу над тестированием системы в различных отраслях, консультирует компании по практическим вопросам изменения технологических и бизнес-процессов.

Заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов рассказал о ходе пилотных проектов по маркировке табачной продукции, лекарственных препаратов, продукции легкой промышленности и в ближайшей перспективе – молочной продукции. Так, успешно завершен первый этап эксперимента в табачной промышленности. Его участники представляют 99% рынка, и в рамках проекта ими уже произведено более 130 млн. промаркированных пачек.

Реваз Юсупов напомнил, что система создается для борьбы с незаконным оборотом продукции, которая варьируется от 8% в табачной индустрии до 35% в легкой промышленности. “Сокращение доли контрафактной продукции приведет к росту выручки легальных производителей на 50-100 млрд руб. на отрасль при доле контрафакта 5-10% и до 200-250 млрд руб. при доле контрафакта 45-50%. Мы прогнозируем, что внедрение системы внесет вклад в ВВП страны в размере 1,2% за счет снижения незаконного оборота. Это около 1,1 трлн. руб.,  из них более 360 млрд в год – доля государства за счет роста налоговых поступлений”, — отметил он.

Сурен Варданян, вице-президент МТПП, предложил представителям бизнеса активно взаимодействовать с Минпромторгом и ЦПРТ: вносить предложения по улучшению процесса внедрения системы маркировки, чтобы ускорить реализацию ее главной идеи – сделать рынок более прозрачным и легальным.

Директор департамента по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 Retail Group Дмитрий Русаков подчеркнул, что при принятии решения о внедрении системы маркировки в той или иной категории крайне важно учитывать мнение самих производителей и ритейлеров, в частности по виду маркировки и информации зашифрованной в ней.

«Например, интеграция в маркировку машиночитаемого срока годности позволит автоматизировать его контроль и исключить возможность продать просроченный продукт на кассе, а также решить вопросы связанные с учетом остатков продукции с истекающими сроками годности. Это даст возможность сократить потери продукции на всей цепочке поставок», — отметил он.

«Маркировка для различных групп товаров должна строиться на схожей архитектуре, использовать единый интерфейс взаимодействия и быть основана на единых бизнес-требованиях. Это позволит магазинам, реализующим широкий ассортимент товаров, не тратить каждый раз значительные средства на дооснащение торговых точек и оптового звена различным оборудованием», — заключил представитель X5 Retail Group.

Компания Zolla является участником пилотного проекта по маркировке обувных изделий. Руководитель группы управления цепями поставок Zolla Яна Яровая рассказала о своем опыте участия в проекте: «После старта приема заявок на участие в пилотном проекты, мы оперативно подали заявку, и уже в середине осени Оператор системы зарегистрировал нашу компанию в качестве участника.

На сегодняшний день мы прошли примерно половину этапов на пути к заказу кодов маркировки и формированию средств идентификации. Полагаю, что до конца года мы сможем нанести первые средства идентификации на нашу продукцию».

По словам Яны Яровой, на каждом этапе пилотного проекта при возникновении сложностей и вопросов компанию оперативно консультировали как ЦРПТ, так и Ассоциация автоматической идентификации GS1.

«Тем участникам рынка,  которые в самом начале пути, мы можем рекомендовать принимать участие в пилотных проектах и изучать те материалы, которые выложены на портале Честный знак», — заключила представитель Zolla.