Пресс-релизы
Маркировка — цифровой код честного бизнеса

6 декабря в Москве прошла конференция «Ведомостей», посвященная системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Участники мероприятия: представители органов исполнительной власти, единого оператора (Центра развития перспективных технологий) и крупного бизнеса — рассмотрели опыт реализации пилотных проектов по маркировке и вопросы, возникающие в процессе ее внедрения. Одной из главных тем стало обсуждение условий предоставления доступа к данным — основному активу системы.

Конференцию открыл директор The Boston Consulting Group Антон Степаненко, который поделился международным опытом маркировки товаров. Он отметил, что в ближайшие 8-10 лет ожидается активный рост мировой индустрии решений маркировки и прослеживаемости товаров (track and trace). Ключевым драйвером их развития во всех странах является фармацевтический рынок.

Создание подобной системы на основе государственно-частного партнерства является весьма популярной практикой в мире. Именно по этой модели она внедряется и в России. По словам Антона Степаненко, экономические эффекты от внедрения таких систем весьма существенны как для отдельных компаний, так и для национальных экономик. Так, в США к 2023 году эффект от маркировки на фармацевтическом рынке составит 25 млрд долл., к 2019 г. в Евросоюзе — 10 млрд евро.

Представители табачной индустрии, рынков меховых изделий, парфюмерии, обувной, фармацевтической, молочной продукции и минеральной воды, а также производители кассового оборудования и разработчики ПО рассказали на конференции о проведении экспериментов по маркировке, своих первых успехах и перспективах проекта.

Спикеры Japan Tobacco International и «Филип Моррис Интернэшнл» отметили успешность пилота в табачной индустрии. Они подчеркнули легкость внедрения системы маркировки на своих скоростных и технологически сложных линиях производства, порекомендовали другим участникам оборота как можно оперативнее подключаться к пилотным проектам.

Директор департамента по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 Retail Group Дмитрий Русаков подтвердил хорошие результаты эксперимента по табаку в торговой сети. По его словам, внесение максимальной розничной цены в цифровой код Data Matrix позволило увеличить скорость продажи пачки сигарет в 2 раза, что в масштабах сети дает существенный экономический эффект. «В каждый код должна включаться дополнительная информация, необходимая в торговле. Если внести машиночитаемый срок годности товаров, у которых он есть, то на уровне страны станет возможным автоматизировать все кассы, и физически будет невозможно продать просроченный товар потребителю», — подчеркнул Дмитрий Русаков.

Об уже полученной выгоде от внедрения цифровой маркировки рассказал также владелец компании «Снежная королева» Вугар Исаев. По его словам, маркировка меховых изделий, изначально воспринимавшаяся как дополнительная нагрузка для бизнеса, дала реальные результаты: буквально за 2 года удалось добиться трехкратного «обеления» рынка. «ЦРПТ крайне активен и готов решать нестандартные вопросы, подключать свои ресурсы, когда необходимо выстроить общение с контролирующими органами», — поделился своим опытом Вугар Исаев.

Сессия «Диалог бизнеса и государства» была посвящена главному вопросу конференции — как будет происходить управление данными системы маркировки, кто будет их собирать, обрабатывать и получит к ним доступ. Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов выделил базовое правило: «Никто без разрешения лица, предоставившего в систему эти данные, не будет вправе ими распоряжаться».

Система получит статус государственной информационной системы. Регламент работы ГИС будет определен правительством совместно с единым оператором (ЦРПТ). Производители, участвующие в маркировке товаров, будут иметь доступ к данным системы на недискриминационной основе.

Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин добавил, что создание системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая в полной мере должна заработать к 2024 году, идет в соответствии с обозначенными государством сроками.

На конференции «Маркировка — цифровой код честного бизнеса» было подписано соглашение о присоединении одного из крупнейших международных операторов розничной и мелкооптовой торговли METRO к созданию Национального каталога товаров. Компании намерены совместно реализовывать проект по созданию и ведению единого каталога товаров в России, разрабатывать правила, стандарты и модели функционирования создаваемой открытой платформы. На сегодняшний день каталог насчитывает уже более 7 тыс. участников.